Разработка урока по окружающему миру в 4 классе учителем Затона Натальей Юрьевной (УМК "Школа 2000-2100").
ТЕМА: МНОГОГРАННЫЙ МИР ЧУВСТВ
Цель: формировать у уч-ся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса. Развивать логическое мышление, память, устную речь, познавательные интересы. Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к органам чувств. Оборудование: презентация, карточки, фрукты, музыкальные инструмента, духи, ушные палочки, словарь Ожегова.
Ход урока
1. Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Сегодня на уроке вы работаете в группах. Каждая группа получила задание, и сейчас вы поделитесь своей информацией.
2. Введение в тему рока. Постановка проблемы.
- Зачем человеку нужно знать свой организм? (Чтобы сохранить и укрепить свое здоровье).
- Какие пословицы о здоровье вы подготовили. (Представители от группы).
- Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.
- Здоров будешь - все добудешь.
- У кого что болит, тот о том и говорит.
- Здоровье не купишь - его разум дарит.
3. Вступительное слово учителя: Мы видим обстановку в классе, слышим голоса. Сделайте вдох, что вы ощутили? (запах апельсина), ощущаем вкус сладкого. Обо всем этом вам сообщает ваша разведка это (говорят дети) глаза, уши, нос язык, кожа. (Я расставляю карточки на столе). А еще можно сказать, что это органы чувств. Органы чувств – связывают организм с окружающей средой. Это наши окна в мир. Органы чувств можно развивать и тренировать. Например, дегустатор. Настя, используя словарь Ожегова, расскажет кто же это? Дегустатор - специалист по дегустации. Дегустировать - определение на вкус качество продукта при его изготовлении. Так дегустатор на вкус различает до 150 сортов чая и кофе.
4. Отгадайте загадку:
Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит. (Орган зрения - глаз)
Рассказ уч-ся 1 группы. Губанова Настя: орган зрения. С его помощью человек может видеть свет, определять цвет, форму и размер предметов, их движение. Давай разберёмся, как устроен наш глаз и как он работает. Внутренняя часть глаза - глазное яблоко - представляет собой шарообразную тёмную камеру. Заднюю стенку этой камеры выстилает чёрная плёнка - сетчатка. Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Под роговицей расположена цветная радужная оболочка. Она ограничивает: отверстие - зрачок - и регулирует проникновение света внутрь глаза. В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить побольше света, а при ярком свете сужается. За зрачком расположен похожий на линзу хрусталик. Проходя сквозь хрусталик, лучи света достигают сетчатки. Глазные мышцы могут изменять форму хрусталика так, чтобы на сетчатке получалось чёткое изображение близких или далёких предметов. Сетчатка так же важна для глаз как плёнка для фотоаппарата. Она состоит из светочувствительных клеток, каждая из которых посылает свой сигнал по зрительному нерву в полушария головного мозга.Из этих сигналов наше сознание складывает изображение и получает представление о предмете. Глаз - очень важный орган и нуждается в защите. Брови и ресницы защищают его от пота и пыли. Веки, подобно дворникам автомобиля, мигают, смачивая роговицу и очищая от попавших пылинок. В этом им помогает омывающая роговицу слёзная жидкость.
- Из каких частей состоит глаз? - Как глаз защищен от повреждений?
- Как нужно сохранить зрение расскажет Труш Злата. - Почему главный орган чувств - зрение? (Даёт наиболее полную информацию об окружающем мире на расстоянии). Зарядка для глаз.
5. Отгадайте загадку:
У зверушки на макушке А у нас – ниже глаз. (Уши - орган слуха). Рассказ ученика: Ухо - орган слуха То, что мы обычно называем ухом, - это наружное ухо, или ушная раковина. Она улавливает звуки и направляет их в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой. За ней находится полость среднего уха со слуховыми косточками. Звуковые колебания воздуха вызывают колебания барабанной перепонки. Они усиливаются слуховыми косточками и передаются дальше - во внутреннее ухо, заполненное жидкостью. Жидкость заставляет вибрировать чувствительные волоски, воспринимающие звуки определённой высоты. От них по слуховому нерву в мозг передаётся сообщение о высоте и силе звука. Ухо имеет еще один важный орган. Узнаем какой.
Физминутка закрытыми глазами. Встали, закрыли глаза, наклонились влево, вправо, вниз, достали пальцами кончики ног, подняли вверх левую руку, дотронулись до правого плеча, подняли обе руки вверх и потянулись.
Молодцы, вы закрытыми глазами чувствовали, где верх, где низ. Об этом нам говорит орган равновесия, он находится во внутреннем ухе и отвечает за положение тела в пространстве. Орган равновесия расположен во внутреннем ухе Чувство равновесия - это способность определять положение тела в пространстве, то есть различать верх и низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Но если долгое время находиться на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникает головокружение, тошнота. Такое состояние называется морской болезнью. Похожие ощущения бывают, если долго качаться на качелях.
- Как устроен орган слуха? - Какой орган чувств соседствует с ним? (равновесия) - Как нужно беречь свой слух? (Сильный шум портит слух). Не ковыряй в ушах острыми предметами, а только ушными палочками пользуйся).
Молодцы, вы закрытыми глазами чувствовали, где верх, где низ. Об этом нам говорит орган равновесия, он находится во внутреннем ухе и отвечает за положение тела в пространстве. Орган равновесия расположен во внутреннем ухе Чувство равновесия - это способность определять положение тела в пространстве, то есть различать верх и низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Но если долгое время находиться на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникает головокружение, тошнота. Такое состояние называется морской болезнью. Похожие ощущения бывают, если долго качаться на качелях.
- Как устроен орган слуха? - Какой орган чувств соседствует с ним? (равновесия) - Как нужно беречь свой слух? (Сильный шум портит слух). Не ковыряй в ушах острыми предметами, а только ушными палочками пользуйся).
6. Отгадайте загадку: Между двух светил, в середине я один. (Нос - орган обоняния). Орган обоняния расположен в носовой полости Если во вдыхаемом воздухе присутствуют хотя бы отдельные частицы пахучего вещества, мы почувствуем его запах. Чувствительные клетки органа обоняния определяют, что это за частицы, и сообщают в мозг. Так мы различаем запахи. Конечно, для нас обоняние не так важно, как для собаки и других животных, но и людям трудно без него обходиться. Оно предупреждает как о появлении в воздухе опасных веществ, так и о приближении приятных ощущений, например вкусной еды. Каждый знает, какой безвкусной кажется любая пища при насморке, когда мы временно теряем обоняние. - Что нужно сделать, почувствовав запах газа в квартире?
7. Отгадайте загадку: Орган вкуса - язык. Язык снабжён вкусовыми сосочками, которые способны узнавать некоторые вещества, попавшие в рот. Так, если в пище содержится какая-либо кислота, мы ощущаем кислый вкус, соль - солёный, сахар - сладкий. Несъедобные вещества обычно горькие на вкус. Эти четыре основных оттенка вкуса распознаются различными участками языка. Оказывается, этих четырёх оттенков достаточно, чтобы мы могли различать сотни их неповторимых сочетаний в различной пище.
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык - орган вкуса).
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык - орган вкуса).
На какое место языка надо положить таблетку, чтобы проглотить её, не заметив вкуса? (горькую таблетку надо положить, например, на переднюю часть языка, т.к. там нет клеток, чувствительных к горькому). Работа в тетради самостоятельно (стр. 19)
Орган осязания Органом осязания служит вся кожа, но особенно развито чувство осязания на подушечках пальцев и ладонях рук. Там находятся клетки, чувствительные к холоду, теплу, давлению, растяжению, боли. Все раздражения чувствительных клеток кожи передаются по нервам в головной мозг. Именно благодаря осязанию человек может выполнять руками столь разнообразные действия с предметами.
8. Практическая работа.
Уч-ся дают попробовать лимон, яблоко, огурец, сахар. (закрытыми глазами) - Какой орган включился в работу. (Язык - орган вкуса).
Звучат музыкальные инструменты. Дети с закрытыми глазами слушают и определяют. (бубен, звонок) Какой орган включился в работу? (Ухо - орган слуха)
Брызгаю духи. - Какой орган включился? (Нос - орган обоняния) Опыт с водой. (Холодная, горячая, тёплая) Какие ощущения?
- Какой орган включился? (Осязание - кожа)
Вывод: Если с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса мы чувствуем окружающий мир, то, как будут называться все 5 органов. (Органы чувств).
Говорят: не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг. Как это понять? (Вашими органами руководит головной мозг).
Мозг обрабатывает полученные сигналы и составляет единое впечатлений о том, что нас окружает.
Итог урока. Вам надо соотнести органы чувств. (1 уч-ся у доски).
Проверка.
- Что это? (Апельсин) - Какой орган включается ? (орган зрения – глаз) - Потрогайте апельсин. - Какой орган включается? (осязание)
- Почистим апельсин. - Какой орган включается? (обоняние) Съедим. - Какой орган включается? (орган вкуса)
- Как назвать все эти органы? (Органы чувств) Д/з. стр. 46-49 Молодцы!